Как создавать методы развития эмоционального интеллекта

Предыдущая заметка цикла: Что нужно знать для эмоционального интеллекта

Рассмотрим, как из описанных в предыдущих разделах знаний, убеждений и навыков, создавать методы развития эмоционального интеллекта, основываясь на моделях Майера-Саловея-Карузо, Дэниеля Гоулмана, Рувера Бар-Она.

Методы на основе модели Майера-Саловея-Карузо

1. Метод «Эмоциональный таймер»

Цель: Научиться замечать и называть свои эмоции.

Знания: Названия эмоций, физические признаки эмоций.
Убеждения: Эмоции — это сигналы, их можно осознать и использовать.
Навыки: Замечание эмоций, называние эмоций, пауза перед реакцией.

Версии:

  • Индивидуальная версия: Установи таймер на каждый час. Замечай эмоции, давай им название, записывай ощущения.
  • Для коучинга 1 на 1: В начале сессии клиент рассказывает, какие эмоции он испытывал в течение дня. Коуч помогает уточнить названия эмоций и выделить их триггеры. Используются вопросы: «Что ты чувствовал до, во время и после события?»
  • Для тренинга до 20 человек: Участникам выдаются карты эмоций. Раз в 10 минут ведущий напоминает: «Оцените свои текущие эмоции и зафиксируйте их в карточке». В конце участники делятся, что они замечали и как это влияло на их поведение.
  • Для вебинара на 100 человек: Ведущий предлагает раз в 15 минут отвечать на опрос в чате: «Какая эмоция доминирует сейчас?» Итоги собираются в форме облака слов, обсуждаются общие закономерности.

2. Метод «Эмоциональный маятник»

Цель: Научиться переключаться между эмоциями.

Знания: Связь эмоций с дыханием и движением.
Убеждения: Я могу менять своё состояние через осознанные действия.
Навыки: Осознанное дыхание, переключение внимания.

Версии:

  • Индивидуальная версия: В стрессовой ситуации: глубокий вдох, задержка на 3 секунды, медленный выдох. Затем найди позитивное действие, которое вызывает радость.
  • Для коучинга 1 на 1: Коуч предлагает клиенту вспомнить стрессовую ситуацию, описать её. Затем помогает подобрать «переключатель» (дыхание, прогулка, музыка), который клиент протестирует между сессиями.
  • Для тренинга до 20 человек: Участники работают в парах. Один описывает стрессовую ситуацию, другой предлагает варианты переключателей (дыхание, физические действия). Затем пара пробует эти методы на практике.
  • Для вебинара на 100 человек: Ведущий предлагает упражнения: глубокое дыхание в прямом эфире. Затем участники заполняют онлайн-форму: «Что из предложенного помогло вам расслабиться?»

Методы на основе модели Гоулмана

3. Метод «Эмпатическая линза»

Цель: Развить эмпатию через осознанное наблюдение.

Знания: Как мимика и жесты отражают эмоции.
Убеждения: Эмпатия улучшает общение, эмоции других можно замечать.
Навыки: Замечание сигналов, встраивание эмпатического общения.

Версии:

  • Индивидуальная версия: Каждый день замечай 3 разных эмоции у других людей, анализируй их возможные причины, корректируй своё общение.
  • Для коучинга 1 на 1: Коуч разыгрывает с клиентом ролевую игру: коуч изображает эмоцию, клиент пытается её определить и предположить причину. Затем клиент применяет этот подход в реальных взаимодействиях и возвращается с обратной связью.
  • Для тренинга до 20 человек: Участники делятся на группы по 4 человека. Один изображает эмоцию, остальные угадывают. Затем группа обсуждает, как это повлияло бы на их общение.
  • Для вебинара на 100 человек: Участникам показываются изображения лиц с выраженными эмоциями. Они пишут в чате, что это за эмоция и как бы они ответили на неё.

4. Метод «Лестница самоконтроля»

Цель: Освоить ступенчатый самоконтроль.

Знания: Как эмоции развиваются.
Убеждения: Контроль эмоций делает меня стабильным.
Навыки: Осознание триггеров, пауза, замена импульсивных действий.

Версии:

  • Индивидуальная версия: Заметь триггер. Считай до 10. Найди нейтральную реакцию.
  • Для коучинга 1 на 1: Коуч помогает клиенту разобрать конкретную ситуацию, где была потеря контроля, и выстроить «лестницу действий» для подобного будущего эпизода.
  • Для тренинга до 20 человек: Участники работают в тройках: один рассказывает о своём триггере, второй предлагает способы самоконтроля, третий фиксирует и модерирует.
  • Для вебинара на 100 человек: Ведущий предлагает участникам написать в чате триггеры, с которыми они сталкиваются, и варианты «лестниц». Лучшие примеры обсуждаются.

Методы на основе модели Бар-Она

5. Метод «Эмоциональный резервуар»

Цель: Развивать способность управлять стрессом через накопление ресурсов.

Знания: Признаки стресса (напряжение, учащённое дыхание). Методы расслабления (дыхание, физическая активность, переключение внимания).
Убеждения: У меня есть контроль над стрессом. Я могу накапливать силы, чтобы справляться с трудностями.
Навыки: Замечание стресса. Использование восстановительных практик.

Версии:

  • Индивидуальная версия: Заметь признаки стресса (напряжение в теле, пульс). Сделай паузу и выбери одну из восстановительных техник: глубокое дыхание, прогулка, 5 минут в тишине. Запиши в блокнот, что тебе помогло.
  • Для коучинга 1 на 1: Коуч предлагает клиенту описать недавний стрессовый момент и выделить, что могло бы помочь. Вместе с клиентом составляется «резервуар ресурсов»: список техник, которые он протестирует между сессиями.
  • Для тренинга до 20 человек: Участники разрабатывают свой «эмоциональный резервуар» в группах. Каждый делится техниками, которые ему помогают справляться со стрессом. Затем проводится групповая медитация или дыхательная практика.
  • Для вебинара на 100 человек: Ведущий объясняет концепцию резервуара, предлагает 2-3 техники восстановления (дыхание, музыка, растяжка). Участники пишут в чате свои примеры восстановления, лучшие варианты обсуждаются.

6. Метод «Эмоциональный маяк»

Цель: Научиться находить опору в позитивных эмоциях.

Знания: Как благодарность и позитивное мышление укрепляют эмоциональное состояние. Как эмоции закрепляются через повторение.
Убеждения: Позитивные эмоции можно усиливать. Я могу находить радость даже в мелочах.
Навыки: Осознание позитивных моментов. Закрепление эмоций через ритуалы.

Версии:

  • Индивидуальная версия: Вечером записывай три вещи, которые тебя порадовали за день. Визуализируй их: представь, как это выглядело и что ты чувствовал. Закрепляй позитивную эмоцию — улыбнись, вдохни глубже, скажи себе «Спасибо за это».
  • Для коучинга 1 на 1: Клиент описывает три позитивных момента за день. Коуч помогает акцентировать внимание на том, что это вызвало. Устанавливается привычка повторять упражнение ежедневно.
  • Для тренинга до 20 человек: Участники пишут на карточках одно событие, которое их порадовало, затем обмениваются карточками и обсуждают, почему это важно. Ведущий проводит коллективную практику визуализации: «Представьте свой счастливый момент и как он на вас повлиял».
  • Для вебинара на 100 человек: Ведущий запускает опрос: «Что вызвало радость сегодня?» Участники пишут в чате свои примеры. Итоги обсуждаются, создаётся «мозаика радости», где позитивные моменты участников становятся общим ресурсом.

Эти и другие методы ты найдёшь в 3х-недельном самостоятельном курсе по эмоциональному интеллекту. По одной неделе на каждую теорию ЭИ. Итого 14 базовых практик по числу базовых компетенций во всех трёх теориях. Удобная рабочая тетрадь для электронного и бумажного использования. Подробные инструкции с вариантами выполнения. Закрытая группа ВК для обсуждения.

Эти и другие методы объединены в готовом тренинге эмоционального интеллекта. Продолжительность тренинга — 3 часа. Это тренинг позволяет участникам познакомиться с эмоциональным интеллектом через призму трёх основных теорий. Тренеры и руководители могут вести этот тренинг сразу после покупки: достаточно распечатать или разослать участникам электронные рабочие тетради. Есть подробная инструкция с прямой речью тренера. Тетради и инструкции можно править. Карточки / бланки, используемые в тренинге, также доступны для редактирования.

Следующая заметка цикла: Развитие эмоционального интеллекта: сам и с другими


Это восьмая статья цикла заметок об эмоциональном интеллекте. Все заметки цикла:

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх